Повесть В. Богомолова “Иван”
История повествуется от лица лейтенанта Гальцева, чьи войска
готовятся к форсированию Днепра. В его штаб внезапно попадает одиннадцатилетний
мальчик Иван, переплывший реку на одном бревне. Он ничего не
рассказывает о себе, разговаривает с лейтенантом как взрослый командир и
требует связать его со своим руководством. Позднее узнаётся, что мальчик
участвует в секретной разведочной операции, через день его коллега и друг Холин забирает мальчика. Спустя некоторое время в отряде появляется старшина
Катасоныч, отслеживающий береговое местоположение немцев, а затем Гальцев видит
и самих Холина с Иваном. В этот раз мальчик встречает его дружелюбно, с улыбкой
на глазах. Далее рассказчик узнаёт о судьбе Ивана Буслова, потерявшего почти
всех своих близких в первые дни войны, побывавшего в лагере смерти. Его хотели
отправить в Суворовское училище, однако в маленьком мальчике кричала жажда
мести. В это время готовится новый план по проникновению Ивана в тыл врага. В
нём приходится участвовать и самому Гальцеву, так как Катасоныча серьёзно
ранят. Операция проходит успешно, однако и Холин, и сам рассказчик, возвращаясь
на лодке с противоположного берега, постоянно думают о мальчике. Уже в мае
1945, когда группа Гальцева участвует в освобождении Берлина, он находит данные
полевой немецкой полиции 1943/1944 годов. Там он видит фотографию Ивана,
немецкие заметки, отсутствие каких-либо данных о маленьком разведчике и надпись
“расстрелян”.
Мне кажется, что основным тезисом повести можно считать фразу Холина о мальчике: “Я никогда не думал, что ребёнок может так ненавидеть”. Здесь автор затрагивает тему быстрого взросления детей в военных условиях, ведь шанса быть слабым и беззащитным на фронте просто не остаётся. Такой юноша, в раннем возрасте переживший смерть близких, пытки, вырастает озлобленным на мир, готовым мстить и убивать врага, что уже страшно для подростковой неокрепшей психики. Однако сколько силы и мужества в этом горящем сердце, желания биться до конца на благо родины. В раннем возрасте Иван познал, что такое настоящая фронтовая дружба, взаимовыручка. Прошло бы время, улеглась бы ненависть в его душе, и он бы не упустил ещё возможности счастливого и мирного юношества, если бы не трагический исход событий.
В дополнение к теме настоящей фронтовой дружбы и преданности, которая, как мне кажется, поднимается в любой военной повести, необходимо вспомнить о случае с финским ножом Гальцева. Несмотря на просьбы мальчика отдать ему этот нож, лейтенант не сделал этого, как бы ему не хотелось порадовать Ивана. “Пожалел! Нет, я не мог, не имел права отдать кому бы то ни было это нож, единственную память о погибшем друге, единственно уцелевшую его личную вещь” – думал Гальцев. На мой взгляд, это пример дружеской преданности и человечности – на войне, когда каждый день люди умирают тысячами, так бережно хранить память и уважение к человеку. Не каждый способен на такую нравственную стойкость в столь тяжёлых условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий