четверг, 15 апреля 2021 г.

По местам Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Я очень люблю уличные, динамичные экскурсии - доступ к историческому центру нашего прекрасного Петербурга даёт возможность прочувствовать атмосферу того или иного исторического, культурного события. Что же из себя представляет образ Петербурга Достоевского?

По прочтении романа сложилось впечатление, будто бы район между Сенной площадью и Вознесенским проспектом - это отдельный мирок, скопление грязи, бедности и отчаяния Петербурга. После прохождения всего маршрута экскурсии я с новой силой прочувствовала эту узость, небольшое расстояние одной улочки до другой, которое и впрямь можно посчитать шагами. Так, например, место жительства Раскольникова находится почти в паре домов как от отделения полиции, куда герой приходит после убийства, так и от дома Сони Мармеладовой.

"Тёмным, зловещим предстаёт Петербург в многочисленных интерьерах, пейзажах, массовых сценах ". Поведение городской толпы значительно влияет на поступки и чувства самого Родиона Раскольникова. Так, например, после разговора с Соней он идёт на Сенную площадь, становиться на колени и, вероятно, готовясь произнести заветные слова признания, слышит недовольные комментарии пьяных прохожих, мещан ("Ишь нахлестался!", "Из благородных!"). Ему противно находится среди людей, серой массы "обыкновенных", поэтому он так и не решается сказать: "Я убийца". 

Город не только создаёт атмосферу, добавляет определённые  краски в происходящие события, но и является их полноценным участником. Неслучайно действия романа происходят летом, в душный и жаркий июль. В это время в районе "канавы" (канала Грибоедова), которая является территориальным центром сюжета, всегда стоит ужасный запах сточных вод и отходов, сливаемых в канал. Петербург будто не принимает Родиона Раскольникова и ещё более усугубляет его состояние.

"Петербург оказывается близок и понятен самому "демоническому" герою романа - Свидригайлову." Вся эта атмосфера пьянства, мрачности и разврата, кажется, доставляет ему искреннее наслаждение. Практически в каждом доме находится распивочная, из которой время от времени доносятся крики, ругательства. В таком кабаке Раскольников слушает историю жизни Мармеладова, в которого летят недовольные окрики и осуждения публики. Вяземская Лавра - центр алчности, разврата и любимое место Свидригайлова - иронично названа автором "лаврой", ведь пошлость и святость несовместимы.

Центром духовности и покаяния является Юсуповский сад, который Родион Раскольников видит, идя "на дело", как бы в надежде на то, что он остановит его от совершения преступления. Однако интересна деталь, не упомянутая в тексте произведения. Выходя на канал Грибоедова из дома старухи-процентщицы по стопам Раскольникова нам открылся вид на крест Никольского Морского собора, который так же виден из окна "гроба" главного героя. Божественное всегда присутствует рядом с персонажем. Недаром он говорит: "Господи, покажи мне путь мой, а я отрекусь от этой проклятой мечты моей" - он просит помощи, каждую секунду делает выбор, убивая изнутри самого себя.








Комментариев нет:

Отправить комментарий