Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”
Изначально произведение
было задумано Михаилом Булгаковым как “роман о дьяволе”. Зная этот факт,
становится понятна основная тема добра и зла. И это не противостояние двух сил,
поиск истины или сказка о торжестве света и любви, а, в первую очередь,
иллюстрация пороков, интересов и поведения общества. Хотя, безусловно, каждому
воздается по его делам: Иуде из Кириафа за предательство, Лиходееву за его
легкомыслие и праздную жизнь, Понтий Пилат страдает от мучительного решения
даже после смерти Иешуа…Однако зло и порочность в этом мире – предмет деятельности
человека, а не Воланда. Он выступает лишь в роли художника, воплощающего в
жизнь все людские помыслы: «Я – часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Интересна идея автора о
представлении двух миров: советского бытового, даже немного карикатурного, и
древнего, полного библейских мотивов. Мир современности, как и его герои, порой
выглядит нелепым, смешным, чересчур простым. На фоне этого проделки Воланда с
его свитой и капля магии в рамках жизни советского общества кажутся еще более
абсурдными. В этих условиях из массы выделяется Мастер. Он, в отличие от членов
МАССОЛИТа и сотрудников Варьете, творит, опираясь на собственные принципы и
идеи. Помогает ему остаться на этом пути Маргарита, готовая даже заключить
сделку с дьяволом ради своего любимого. Признаюсь, меня всегда мало интересовали
подобные женские образы. Самоотверженные, готовые на все ради другого человека
они часто забывают о своих личных ориентирах. Однако Маргарита в роли ведьмы –
уже другой, открытый и свободный персонаж, поэтому ее образ в произведении
разнообразен и не скучен.
Также я не могла не посмотреть
российскую экранизацию романа (2005) Владимира Бортко. Сериал отличается
достоверностью, он максимально приближен к тексту. Кроме того, выделю потрясающее,
хорошо узнаваемое музыкальное сопровождение и образ Воланда Олега Басилашвили –
именно таким я и представляла его во время чтения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий